No Image

Комнатные растения разновидности технология выращивания

СОДЕРЖАНИЕ
19 просмотров
12 декабря 2019

Разделы: Технология

Цели:

  • образовательные: познакомить учащихся с законами аранжировки комнатных растений, с профессией цветовод- декоратор;
  • воспитательные: привлечь внимание детей к эстетическому оформлению интерьера помещения;
  • развивающие: совершенствовать художественный вкус.

Методы проведения занятия: беседа, рассказ, демонстрация, практическая работа.

Межпредметные связи: ботаника, черчение, рисование.

Материально-техническое оснащение:

1. Оборудование учебных мастерских, универсальные укладки.
2. Компьютер с мультимедийной системой.
3. Проигрыватель компакт дисков, диски с инструментальной музыкой.
4. Обучающая программа.
5. Карточки-задания.

I. Организационная часть – 3 мин.

1. Контроль посещаемости.
2. Проверка готовности к занятию.

II. Фронтальный опрос – 10 мин.

  • Какую роль играют растения в жизни людей?
  • Как называются специальные помещения, в которых выращивают комнатные растения? Чем они различаются?
  • Что такое уход за растениями?
  • В какие емкости высаживают комнатные растения?
  • Какой состав почвы используют для посадки?
  • Как пересаживают растения?

III. Изложение нового материала – 20 мин.

Учитель. Мы сегодня на уроке познакомимся с законами аранжировки комнатных растений и размещением их в различных помещениях, а также узнаем о профессиях цветовод-декоратор и ландшафтный архитектор.
Цветы – это один из элементов убранства квартиры. Их прелесть и красота воспринимаются во взаимосвязи со всем интерьером и подбираются по законам аранжировки.
Квартиры и офисы становятся намного привлекательнее, когда их хозяева устраивают маленькие зеленые или цветущие острова на полках, столиках, полу, и горшечные растения – благодарный материал для такого творчества.
При составлении композиций необходимо учитывать следующие правила:

1. Растения должны располагаться живописными компактными группами и не должны быть хаотично раскиданными по комнате.
2. В композиции будут органично смотреться только те растения, которые произрастают в естественных условиях в одном климатическом поясе.
3. Цветочная композиция должна соответствовать размеру помещения, где она находится. Чем больше помещение тем, соответственно, большую группу растений можно в нем представить.

Комнатные растения должны гармонировать с интерьером, поэтому при его создании нужно учесть не только размер помещения, но и цвет стен, стиль жилья.
Так, на фоне темных стен и обоев с броским узором хорошо смотрится флора с ажурным силуэтом, пестролистные и золотистые формы. В светлом помещении основу могут составить растения с темной плотной листвой.
К прямым и элегантно изогнутым формам мебели из стали, стекла, мрамора и лакированного дерева подойдут либо растения ясных и отчетливых форм или же для резкой контрастности растения, чей облик привлекает легкостью и непринужденностью.
К плетеной мебели подходят по стилю орхидеи, восковой плющ, жасмин и т.д. Японскую ноту можно придать интерьеру, украсив его бамбуком, растениями культуры бонсай. Английский и французский стили мебели, гармонируют с кустистыми и пышно цветущими растениями.
Для современных интерьеров больше подойдут растения с экстравагантным или экзотическим обликом. Считается, что чем наряднее обстановка, тем проще должны быть растения. И наоборот.

При оформлении интерьера растениями также следует обращать внимание на угол падения света. Когда цветы стоят у освещенной солнцем стены, их тени образуют занятный и странный узор. А если они стоят против света, на подоконнике, то особенно выделяются общие контуры.
Хороший эффект достигается, если тона занавесок, обоев, мебельной обивки повторяются в цветках.

Если интерьер строится на контрасте черного и белого, то сочные краски растений придадут свежести общей картине.

Существует четыре основных приема размещения комнатных растений:

1. Одиночные растения

Отдельно стоящее растение может быть вечнозеленым или цветущим. Каждое растение может быть представлено в интерьере как солитер, то есть отдельно стоящее. Солитеры должны быть безукоризненно сформированы, помещены в декоративную емкость и размещены так, чтобы их было видно со всех сторон: крупные растения — на полу или на низких подставках, так как они рассчитаны на восприятие издали, средние и мелкие — на высоких подставках, поскольку будут рассматриваться с близкого расстояния, побеги ползучих и вьющихся растений также должны достигать уровня глаз человека.

2. Композиции из горшечных растений

Горшечная группа – коллекция растений в горшках, установленных близко друг к другу, чтобы создать эффект зеленого пятна. При такой расстановке видно, что растения сидят в отдельных горшках. Их можно разместить на полу, этажерках, подставках.
Во внутренней структуре цветочной группы царят жесткие композиционные законы, и их также нужно знать, чтобы придать саду определенный образ. Внутри группы обязательно должны присутствовать крупные растения (от 170 см) с густой кроной и мощными ветвями. Они составляют скелет будущей композиции. Из крупных растений выбирается самое высокое, так называемое – осевое. Ему предстоит стать центром группы, все остальные размещаются вокруг него в ярусном порядке. Для создания гармоничной картины нужны также и растения среднего размера. Сюда обязательно должны быть включены красивоцветущие или декоративно лиственные растения, которые будут служить акцентом группы. Растения меньших размеров выполняют подчиненную роль и служат наполнителями композиции. Сюда можно отнести ампельные виды – вьющиеся и свисающие, которые могут подвешиваться в кашпо свободно или закрепляться на опорах. Они очень хорошо заполняют верхний уровень зимнего сада, могут обвивать стены, колонны, придают пространству глубину и объем.
Завершенность композиции придадут мелкие почвопокровные, прикрывающие землю в контейнерах и создающие зеленый фон.
Только при включении в цветочную композицию всех перечисленных элементов, она приобретет ярусность, свойственную естественным растительным сообществам. Кроме того, ступенчатое расположение растений дает возможность представить их с наилучшей стороны, маскируя оголенные стебли или поврежденные листья.
Фантазируя со вспомогательными элементами, не стремитесь насытить композицию как можно более разными видами растений. Дизайнеры обычно используют не более 5–7, а начинающим цветоводам, чтобы не впасть в безвкусицу, советуют вообще обходиться всего тремя. И этого оказывается вполне достаточно, учитывая, что меж собой они будут различаться по размеру, форме листовой пластинки, окраске и времени цветения. Красивая и вполне завершенная композиция может получиться даже из одного вида.

3. Комнатный садик

Контейнер, заполненный несколькими растениями называется комнатным садиком. Горшки при таком способе размещения не видны: они могут быть скрыты от глаз внутри контейнера или растения могут быть высажены прямо в контейнер, без горшков.
Большинство растений лучше растут в комнатном саду, чем в отдельных горшках, по нескольким причинам.
В числе важнейших – более высокая влажность, защищенность корней от резких температурных колебаний, вода под каждым горшком. Есть и опасности. Теснота означает плохую вентиляцию, что увеличивает опасность заболеваний или заражения вредителями.

4. Террариум

Это сосуд из стекла или прозрачного пластика, внутри которого посажены растения. Отверстие такого сосуда заужено или закрыто прозрачным материалом, так что доступ наружного воздуха ограничен или вовсе перекрыт. В результате растения не страдают от сквозняков, а воздух внутри контейнера всегда более влажный, чем в комнате.
Террариум можно устроить в круглом или квадратном аквариуме, большой бутылке, стеклянной салатнице, даже между стеклами специально переделанного для этих целей окна. Зеленые витрины можно увидеть во многих домах в Германии, Скандинавии, Голландии, США.

Озеленение интерьера требует творческого подхода, осмысления участия растительной декорации в общем ансамбле.

В прихожей, скажем, где нет прямого света, подойдут пучки сухих цветов, замысловато изогнутые ветки. На кухне, где влажность и температура очень часто завышены, далеко не всегда удается выращивать желанные экземпляры. Что ж, тогда приходится мириться с содержанием их на наружном подоконнике. В спальне, детской, рабочем помещении можно себе позволить свободный выбор того, что более всего нравится. По общепринятым понятиям, цветы особенно желанны в гостиной, "представительном" помещении. В слабо освещенных холлах, в нишах коридоров и в комнатах психологической разгрузки рационально создание мини-композиций – поместите сюда редкие миниатюрные кактусы или влаголюбивые тропические растения, организованные в композицию “уголок тропического леса” или коллекцию эффектно цветущих фиалок.

Архитектурная планировка старых типовых зданий имеет общий дефицит полезной площади, которая заставляет отдать предпочтение вертикальному озеленению с частичным использованием горизонтальной плоскости. Великолепные цветочные композиции можно создать в нише стены или выступе, у капитальной стены или колонны, их помещают на декоративные решетки, жардиньерки (художественно оформленные цветочные столики), застекленные перегородки и экраны. Очень красивы подвешенные к потолку “цветочные люстры” – вазоны с растениями, укрепленные на металлических стойках – держателях, цепях.

Декоративное озеленение даст желанный результат при сочетании трех моментов: умелого выбора растительного вида, выгодного местоположения и достаточной культуры ухода. Создание зеленых интерьеров — особая область архитектуры, требующая разносторонних знаний и большого художественного вкуса. Поэтому над созданием наиболее сложных современных проектов работают совместно архитектор, художник-дизайнер и цветовод-озеленитель. Только им под силу учесть специфику, связанную с функциональным назначением, планировкой, эксплуатационным режимом и микроклиматом жилого или производственно-промышленного помещения.

Читайте также:  Какие комнатные цветы можно держать на кухне

– А теперь мы познакомимся с профессиями, связанными с выращиванием растений (сообщения учащихся).

IV. Практическая работа учащихся – 35 мин.

Работа по карточкам-заданиям "Озеленение помещения". Зарисовка расположения комнатных растений в интерьере помещения (см. Приложение 1).

  • Вариант 1 – детская комната;
  • Вариант 2 – спальня;
  • Вариант 3 – гостиная;
  • Вариант 4 – кухня.

Для детей, успешно справившихся с заданием, дополнительно: столовая, ванная, лестница, прихожая, кухня.

V. Подведение итогов –10 мин.

Демонстрация лучших работ учащихся. Выставление оценок.

VI. Домашнее задание – 2 мин.

Сообщение следующей темы урока/

Литература:

1. Технология: Учебник для учащихся 7-го класса общеобразовательной школы (вариант для девочек)/ В.Д. Симоненко, О.В. Табурчак, Н.В. Синица и др.; Под ред. В.Д. Симоненко – М.: Вентана –Граф, 2000. – 240с.: ил.

2. Современный интерьер вашего дома/ Сост. А. В. Белоус. – Мн.: Миринда, 1999.– 448 с.: ил. – (Азбука быта).

3. Хессайон Д.Г. Все о комнатных растениях / Пер. с англ. О.И. Романовой. – М.: Кладезь –Букс, 2001. – 255 с.: ил.

4. Блеклок Дж. Аранжировка цветов / Пер. с англ. Н. Падалко. – М.: ФАИР –ПРЕСС, 2000. – 256 с.: ил. – (Грандиозный мир).

5. Журналы "Salon", "Интерьер", "Современный дом".

Внимательно прочитав 10 основных рекомендаций по уходу за домашними цветами, ты вполне можешь рассчитывать на то, что растения на твоем подоконнике будут здоровыми и цветущими.

Правило №1: Всему свое время

Каждая операция, связанная с уходом за комнатными растениями, производится вовремя, определенным способом и с различной периодичностью в зависимости от времени года.

Поливают весной чаше, так как растение пробуждается, дает новые побеги, активизируются потребление питательных веществ, все процессы жизнедеятельности. В летние месяцы больше поливают в солнечные жаркие дни, но сокращают частоту полива, если температура понижается или повышается штажность. Осенью количество воды для полива уменьшают, к зиме доходя до необходимого в это время года минимума. Удобрения используют только в период интенсивного роста (с апреля по сентябрь). Для большинства растений пересаживание в новый горшок осуществляют весной. Новые корни еще не сформировались, но жизненные функции возобновились полностью. Вредители особо активны в летние месяцы, поэтому летом больше внимания. А вот обрезку проводят ранней весной.

Правило №2: Освещение

Освещенность в квартирах обычно недостаточна для большинства комнатных растений. Самые светлые зоны расположены вблизи окон и стеклянных дверей. Сюда в первую очередь надо ставить цветковые растения, декоративные виды (в частности, те. что происходят из пустынных, сухих климатических зон), пятнистые и с сочными листьями.

Настоятельно рекомендуется избегать попадания на растения прямых солнечных лучей, хотя некоторые виды и разновидности, например бильбергия, бегония вечноцветушая, цикламен, амариллис, лилия и герань, переносят их без последствий. В легкой тени хорошо адаптируются такие виды, как фикус, филодендрон, диффенбахия, аралия, циссус, потос и сансевиерия.

На полочке или в центре стола с успехом можно помещать растения, которые не выносят близости источников тепла. Среди них можно назвать бегонию королевскую, калатею, маранту, традесканцию и различные виды папоротников. Комнатные азалии, антуриум и сенполии относятся к комнатным цветковым растениям, которые с успехом переносят и низкий уровень освещенности. Среди наиболее адаптированных для помещения растений назовем аспарагус перистый, аглаонему и аспидистру высокую.

Правило №3: Температура и влажность

Эти характеристики окружающей среды труднее всего отрегулировать в соответствии с требованиями растений.

Зимой в отапливаемой квартире необходимо поддерживать температуру не ниже 18-20 °С, а влажность для большинства из них должна быть 30-50%. И если 18-20 °С можно считать идеальными почти для всех комнатных растений тропического и субтропического происхождения, влажность они предпочли бы еще более высокую. Но это неудобство устранимо – с помощью легкого опрыскивания листвы водой. Цветковые горшечные растения, которые лучше адаптируются к уровню влажности в квартирах, предпочитают температуру более (на 2-3 °С) низкую по сравнению со средней температурой в помещениях. Растения с сочными листьями следует выдерживать при температуре около 10 °С и пониженной влажности. Еще более важным, чем соблюдение температурных условий, является избегание неожиданных перепадов – скачков температуры.

Никогда не ставь растения в места сквозняков или рядом с источниками тепла. От холода некоторые растения тропического и субтропического происхождения, такие как кротон, диффенбахия и драцена, могут, с одной стороны, получить серьезные повреждения, если температура окажется ниже (даже ненамного) 10 °С, а с другой стороны – пострадать, если их помещать рядом с батареями. Для поддержания нужного уровня влажности можно создать наиболее подходящий для самых капризных видов микроклимат, используя большие горшки, заполненные камешками или керамзитом.

Правило №4: Полив

Есть определенные рекомендации относительно нормы полива, которая диктуется в первую очередь типом растения и его вегетативными фазами. Например, филодендрон и все ароидные зимой, как правило, замедляют свой рост, но полного периода покоя у них нет. Поэтому их полив даже зимой необходимо продолжать, слегка увлажняя обернутый мхом стержень, используемый в качестве опоры. А вот тутовые, в частности фикус Бенджамина, зимой прекращают рост, и полив практически сводится к минимуму. Если растения с сочными листьями возделываются в соответствующих условиях, то они спокойно перенесут зиму вообще без полива без проблем.

Несколько рекомендаций, как поливать комнатные растения:

1. всегда поливать умеренно;

2. поливать только после проверки влажности грунта;

3. никогда не поливать холодной водой;

4. поливать и опрыскивать водой листву только тех видов, которым благоприятствует такая обработка.

Правило №5: Поддон

Хорошо ли не заливать поддон водой? Нет, нехорошо. Поддон служит для стока излишней воды после полива, поэтому эту воду выливают. Но некоторые растения, особенно летом, чувствуют себя лучше при поливе – наливании воды в поддоны. Однако следует всегда избегать излишка и застаивания воды в горшке, чтобы корни не задохнулись и не загнили.

В частности, цикламены, луковичные и клубневые, как правило, плохо переносят избыточный полив, но предпочитают постоянно поддерживаемую во влажном состоянии, хотя и никогда не перенасыщенную водой почву. Поэтому растения погружают в воду толщиной в несколько пальцев, а затем дают ей стечь и ставят растение в сухое место.

Правило №6: Подкормка

Растения поглощают питательные вещества из почвы при помощи корней. Отдельные элементы, составляющие эти питательные вещества, например железо, азот, калий, кальций, фосфор, магний и сера, жизненно необходимы растениям, а их недостаток наносит серьезный, порой необратимый вред. Как и при поливе, внесение удобрений для комнатных растений невозможно ограничить точными общими правилами. Комнатные растения развиваются относительно медленно, поэтому количество вносимых удобрений должно быть строго нормировано.

В последнее время становится все популярнее внесение удобрений с поливной водой, а именно: добавляют кристаллическое или жидкое удобрение в воду для полива. Имеющиеся в продаже препараты сопровождаются детальными инструкциями и рекомендациями по использованию удобрений в различные фазы вегетативного роста, в т. ч. и цветения растения.

Обычно советуют придерживаться минимальных указанных доз, применяя более высокие только в случае, когда у растения наблюдаются симптомы недостатка питательных веществ. Существуют и так называемые удобрения пролонгированного действия с контрольной дозировкой. Они выпускаются в капсулах и при соприкосновении с водой, имеющейся в почве, медленно распространяются в течение 30, 90 или 150 суток в зависимости от вещества.

Внимание! Никогда не вноси удобрения в период покоя, под недавно приобретенные растения или только что пересаженные в новый горшок, а особенно – под растения в пересушенной почве.

Правило №7: Размещение растений в доме

Внимательно выбирай постоянное место для нового растения.

Можно переставлять горшок по необходимости для проведения операций по уходу за ним. Но затем его надо вернуть на то же место. Растения – живые существа, которые обладают способностью адаптироваться в окружающей среде: привыкают к освещению, температуре, влажности, особым качествам окружения. Поэтому без надобности горшки не следует перемешать с места на место.

Здесь речь идет не о выносе растения под открытое небо и назад в помещение в зависимости от времени года. Некомфортное состояние растения может проявляться в легком пожелтении и даже опадении листьев, но постепенно растение привыкает к новым условиям. Если его вновь переставить, процесс адаптации затормозится и на этот раз растение пострадает основательно. Поэтому важнейшими критериями для выбора места в доме для растения следует считать требования растения, а не эстетический результат.

Читайте также:  Какой марки выбрать конвектор

Правило №8: Пересаживание в новый горшок

Эта деликатная и важная операция предпринимается только и исключительно тогда, когда без нее и в самом деле уже нельзя обойтись. Широко распространено мнение, что пересаживание следует проводить каждый раз, когда появляются такие симптомы ослабления, как пожелтение листвы и замедление роста. Но они могут быть связаны и с недостатком питательных веществ или появлением вредителей или заболеваний.

Для решения вопроса небольшие растения легко извлекают из горшка вместе с землей, перевернув его “вверх ногами“ и помогая постукиванием ладонью по наружной стороне горшка. Иная ситуация с крупными растениями, которые сидят в больших горшках или жардиньерках. В этом случае лучше производить частичную замену почвы, отказавшись от пересаживания в новый горшок.

Советы и полезные указания

1. Пересадку производи только тогда, когда это необходимо, а именно – когда корни полностью пронизают всю почву

2. Выбирай соответствующий период, который бывает, как правило, в марте – начале мая

3. Выбирай контейнер, размеры которого ни в коем случае не должны значительно превышать размеры предыдущего, достаточно, чтобы диаметр был больше на 2 см

4. Избегай повреждения корней, их иногда полезно аккуратно обрезать: удалять только высохшие и омертвевшие ткани

5. Дно горшка выстели дренирующим материалом

6. Помести растение в центр емкости, внимательно следя за тем, чтобы корневая шейка (где кончается стебель и начинаются корни) совпала с поверхностью почвы

7. Используя специальную почву для растений, заполни, утрамбовывая, ею пространство между комом и стенками емкости, чтобы под комом и вокруг него не оставались пустоты

8. Не заполняй горшок доверху, оставь 1-2 см от края, это упростит полив

9. После завершения операции обильно пролей почву, следя за ее окончательной усадкой

Правило №9: Поддержание внешнего вида

Гигиена комнатного растения – это прежде всего удаление высохших и омертвевших веточек или листочков – важная операция еще и потому, что именно на этих частях, как правило, и развиваются болезни и вредители.

При этом придерживаются некоторых общих правил

1. Когда ты удаляешь высохшие или поврежденные части, внимательно следи за тем, чтобы случайно не повредить здоровые части растения

2. Осуществляй обрезку, делая аккуратный срез с помощью инструмента с остро отточенными режущими кромками, удаляемые листья отрезают в месте присоединения черешка к стеблю.

3. Другая важная операция, проводимая при обрезке, – очистка растений с широкой неопушенной листвой, как диффенбахия, филодендрон и аралия. Ее осуществляют, осторожно протирая поверхность листьев смоченным в воде ватным тампоном. Вместо воды можно использовать имеющиеся в продаже и предназначенные для этой цели препараты.

4. Но в этом случае не переусердствуй с их использованием, в особенности если эти вещества выпускаются в баллончиках, и производи опрыскивание с расстояния не менее 15-20 см: в аэрозолях используется холодный газ, который может стать причиной ожогов листвы.

Правило №10: Болезни и вредители

Борьба с болезнями и вредителями комнатных растений – дело сложное и не всегда легко осуществимое: либо из-за того, что трудно точно определить, какой вредитель напал на растение, либо потому, что не всеми необходимыми препаратами можно воспользоваться из-за их токсичности.

Именно поэтому так важно заранее предупреждать возможные заболевания, приобретая здоровые растения в цветочных магазинах или хорошо зарекомендовавших себя торговых центрах.

Избегай по возможности стрессов, возникающих из-за условий выращивания, – помещай растения в соответствующие этому виду условия и не размещай рядом со здоровыми больные экземпляры. Если растение попало в дом здоровым, при правильных уходе и расположении маловероятно, что оно заболеет. Если же болезнь все-таки появилась, лучше обратиться за советом в цветочный магазин или специализированный центр продаж.

И последнее замечание. Часто, когда растения, содержащиеся в доме, покрываются пятнами, сохнут и меняют окраску листвы, это может быть связано с физиологическими проблемами, порожденными неправильным выращиванием. Причина, как правило, в грибковых заболеваниях. В этом случае лучший путь избавиться от них – изменение условий среды и соответствующий уход.

Урок разработан для 6 класса в соответствии с ФГОС.

Просмотр содержимого документа
«Урок в 6 классе на тему: "Разновидности комнатных растений".»

Раздел: «Интерьер жилого дома»;

Тема: «Разновидности комнатных растений»;

Познакомиться с различными видами комнатных растений;

Ознакомиться с технологией выращивания комнатных растений;

II. Метапредметные УУД :

2.1. Познавательные: формулировать умения составлять, анализировать, сравнивать, ставить и формулировать проблему, самостоятельно создавать алгоритм деятельности;

2.2. Регулятивные: формировать умения постановки цели, моделировать ситуации, планировать свою деятельность, проводить рефлексию, оценивать свою работу и действия;

2.3. Коммуникативные: развивать навыки построения диалога/монолога, организовать ученическое сотрудничество.

III. Личностные УУД:

Формулировать мотивацию и самомотивацию изучения темы; развитие трудолюбия и ответственности за качество своей деятельности; сформулировать основы гражданской идентичности.

IV. Профориентационные УУД:

Сформулировать представления о профессии дизайнера, фитодизайнера.

Методическое оснащение урока:

– принадлежности для рисования (тетрадь, карандаш, линейка, ластик)

– учебник: Синица Н.В. Технология. Технология ведения дома: 6 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений / Н.В. Синица, В.Д. Симоненко. – М. Вентана-Граф, 2013.- 192 с.: ил.

Методы обучения: рассказ; беседа; демонстрация презентации.

Форма организации познавательной деятельности учащихся: фронтальная.

Словарная работа: фитонциды, полив, опрыскивание, пересадка, кашпо, контейнер, почвенная смесь, дренаж.

Тип урока: комбинированный урок – урок приобретения новых знаний и урок закрепления знаний.

Учитель входит в класс и приветствует учеников. Затем преподаватель отмечает отсутствующих, проверяет у всех, ли есть рабочая одежда, рабочие тетради и выполненное домашнее задание. Если все есть, то можно начинать урок.

Актуализация новых знаний.

На сегодняшнем уроке ученики познакомятся с темой «Разновидности комнатных растений. Технология выращивания комнатных растений», поэтому перед изложением нового материала следует задать несколько вопросов, чтобы узнать начальный уровень учащихся по этой теме.

Какие приемы размещения комнатных растений вам известны?

Каковы способы размещения цветов в жилой комнате, Какие растения для этого используют?

Какие цветочные композиции есть у вас дома, в кабинете технологии?

Изложение нового материала.

На сегодняшнем уроке мы будем изучать новую тему «Разновидности комнатных растений. Технология выращивания комнатных растений». Цель урока: получить начальное представление о комнатных растениях, дать определение; ознакомиться с различными видами комнатных растений; узнать что такое – перевалка; научиться технологии выращивания комнатных цветов.

План изложения нового материала:

Разновидности комнатных растений;

Технология выращивания комнатных растений;

-приобретение и транспортировка;

-подбор и подготовка почвы для посадки;

-подбор и подготовка емкости;

-полив и опрыскивание;

Разновидности комнатных растений

Требования растений к окружающим условиям неодинаковы. Одним необходимо много тепла (большинство тропических растений), другим — влаги (субтропические); некоторые растения хорошо переносят слабую освещённость (теневыносливые), а многие требовательны к свету (светолюбивые). В тёплых помещениях хорошо растут такие растения, как бальзамин, папоротник, традесканция, комнатный виноград, в прохладных — герани, гортензия, розы, лавр, цитрусовые.

По требованиям к освещённости все растения можно условно разделить на три группы: светолюбивые (алоэ, аспарагус, бальзамин, лимон); теневыносливые (традесканции, монстера, большинство бегоний и др.) и тенелюбивые (плющ, драцена, кливия и др.). Для озеленения жилых помещений чаще используют теневыносливые растения.

Различают четыре основные группы растений.

• Декоративнолистные. Их выращивают ради красивых листьев или стеблей. При правильном уходе они могут очень долго произрастать в комнатных условиях.

• Декоративноцветущие комнатные (долговечные). Растения сохраняют декоративность круглый год. Их выращивают не только из-за красивых цветков, но и из-за привлекательной листвы.

• Декор ативноцветущие горшечные (недолговечные). Эти растения используют для создания временных композиций; после цветения они блекнут, их убирают и сохраняют до следующего периода цветения.

• Кактусы и суккуленты. Растения с мясистыми стеблями, покрытыми колючками или пушистыми волосками, способны очень долго жить в комнатных условиях. Многие из них при благоприятных условиях цветут.

При выборе растения большое значение имеют его внешний вид и размеры. Низкое, небольшое растение будет неуместно на фоне голой стены, а высокое древовидное вряд ли поместится на узком подоконнике. По внешним данным комнатные растения можно разделить на шесть групп (исключение составляют пограничные случаи).

Читайте также:  Какой размер подушки лучше выбрать

1. Злаковидные (рис. 10, а) отличаются длинными, узкими, собранными в пучок листьями (аир, осока). Наиболее популярны среди них виды с более широкими листьями (хлорофитум, нарцисс, валлота).

2. Растення с прямостоячими стеблями (рис. 10, б) могут иметь различную высоту. Существуют три разновидности растений этой группы: столбовидные (клейстокактус Штрауса, цере- ус перуанский), деревья (лавр, фикус каучуконосный) и ложные пальмы (драцена, юкка).

3. Лианы и ампельные растения (рис. 10, в). Их стебли свисают по сторонам горшка, поэтому нуждаются в опоре. Разновидностями этой группы являются пассифлора, стефанотис (лианы) и бегония повислая, зигокактус (ампельный).

4. Розеточные (рис. 10, г) растения имеют листья, сближенные к одной точке. Эти растения невысокие. Среди них различают плоские (глоксиния, примула), суккулентные (алоэ карликовое) и воронкообразные (гусмания, эхмея).

5. Шаровидные (рис. 10, д) растения не имеют плоских листьев, стебель у них почти гладкий либо покрыт волосками или колючками (астрофитум, ребуция).

6. Кустистые (рис. 10, е) — это виды растений, которые нельзя отнести ни к одной из перечисленных групп. У таких растений из земли обычно растут несколько стеблей (ахименес, маранта).

Технология выращивания комнатных растений

Растения не только украшают помещения, но и позволяют улучшить атмосферу (экологию) в доме, очищают воздух от пыли, вредных примесей и многих болезнетворных микробов. Некоторые растения выделяют в воздух фитонциды — летучие вещества, благотворно влияющие на здоровье человека.

Чтобы растения дольше сохраняли свои декоративные качества и были здоровыми, за ними необходимо правильно ухаживать. А для этого нужно знать особенности каждого растения и требования к условиям его содержания.

Технология выращивания комнатных цветов

1. Подбор растения по следующим критериям:

• температура, необходимая растению для нормального роста;

• влияние соседних растений;

• сочетаемость с элементами интерьера. Изучить виды растений и требования к их содержанию можно в различных справочниках и Интернете.

2.Приобретение и транспортировка. При приобретении растения в зимнее время, чтобы уберечь его от сквозняков и низких температур, растение необходимо тщательно упаковать сначала в бумагу, а затем в полиэтиленовый пакет, затем снова в бумагу и снова в пакет. Чем больше слоёв будет в упаковке, тем лучше растение перенесёт транспортировку. Летом заворачивать растение в полиэтилен нельзя — оно может задохнуться.

3. Подбор и подготовка почвы для посадки. На уроках биологии вы уже узнали, что почва является не только местом закрепления корней, но и источником питания, поэтому важно подобрать растению соответствующую почвенную смесь, которая состоит из листовой (торфяной и перегнойной) и дерновой земли, песка. Различают тяжёлые, средние и лёгкие смеси, в зависимости от количества дерновой земли, входящей в их состав. Для растений, корневая система которых развита слабо (папоротники), используют лёгкую смесь, для быстро растущих (аспарагус) — среднюю, а для растений с мощной корневой системой (цитрусовые) — тяжёлую. Любую смесь можно приобрести в специализированном магазине или приготовить самостоятельно. Важно, чтобы она была достаточно питательной, хорошо пропускала воздух и влагу.

4. Подбор и подготовка ёмкости. Промышленность выпускает разнообразные по материалу и оформлению ёмкости для цветов: горшки, кашпо, контейнеры из фарфора, керамики, жести, пластмасс и древесины.

Горшок — ёмкость с одним или несколькими дренажными отверстиями в дне — используется для высадки одного или нескольких растений. Его ставят на поддон или помещают в кашпо. Кашпо — ёмкость со сплошным водонепроницаемым дном, в которую ставят горшок. Контейнер — водонепроницаемая ёмкость со сплошным дном, используемая для размещения нескольких горшков или высаживания нескольких растений.

Для молодого растения обычно выбирают горшок размером 7 х 7 см (7 см — глубина и 7 см — диаметр). Для посадки взрослых растений диаметр нового горшка должен быть больше предыдущего на 2 см. Подготовка ёмкости заключается в следующем:

• сделать в дне отверстие (если его нет);

• промыть ёмкость горячей водой с моющим веществом;

• сделать дренаж для стока лишней воды при поливе: закрыть отверстие кусочком черепка, положив его выпуклой стороной вверх; насыпать мелкие черепки или керамзит и крупнозернистый речной песок (толщина дренажа должна быть не больше четверти высоты горшочка, но не меньше 1,5-2 см).

• на дренаж насыпать почвенную смесь слоем 1,5-2 см;

• поместить растение в центр горшка;

• досыпать почву, постепенно уминая её и постукивая о стол до тех пор, пока верхние корни не покроются слоем 1-2 см и от краёв горшка до поверхности почвы не останется 1-2 см;

• полить растение и опрыскать несколько раз; поставить в тень на 10-12 дней.

6. Полив и опрыскивание.

Частота полива и количество воды зависят от многих факторов:

• фазы развития (в период роста растение нуждается в большем поливе, чем в период покоя);

• времени года (летом полив обильный, зимой — умеренный).

Поливают растения по-разному: ежедневно — частый полив (бегония, лимон, плющ), через день-два — умеренный (сенпо- лия, пальмы, маранта), раз в не-| делю, в месяц — редкий (кактусы, алоэ).

Большинство комнатных растений следует поливать так, чтобы вода пропитала землю и немного стекла в поддон горшка. Для полива используют лейку с длинным носиком, при этом носик лейки должен касаться края горшка (рис. 11). Некоторые растения, такие как цикламен, сенполия, поливают с поддона.

Поливать растение следует отстоявшейся (не менее суток) водой. Температура воды должна быть на 2-3 °С выше комнатной.

Зимой, когда растения приостанавливаются в росте, применяют «сухой полив». Это означает, что растения реже поливают, но чаще опрыскивают и рыхлят землю, чтобы воздух лучше поступал к корням.

7. Очистка. В 5 классе на уроках биологии вы узнали, что такое фотосинтез. Чтобы этот процесс шёл активнее, необходимо регулярно очищать (промывать) листья растений.

8. Подкормка. Для нормального роста необходимо периодически (раз в 10-14 дней с весны до осени) подкармливать растение питательными веществами. Для этого лучше использовать готовое удобрение для цветов.

По мере роста растения увеличивается его корневая система, растению становится тесно в горшке. В таком случае необходима пересадка — замена почвы без сохранения кома.

Технология пересадки растения

1. Вынуть растение из старого горшка.

2. Поместить в посуду с водой, осмотреть корни.

3. Подготовить новый горшок с дренажом.

4. Насыпать в горшок часть новой почвы. Сделать углубление.

5. Поместить в углубление растение, расправить корни, в. Засыпать корни почвой, уплотняя её.

7. Полить растение (кроме кактусов).

8. Поставить в тень.

В случаях, когда растения плохо переносят пересадку (например, пальмы) или необходимо ускорить цветение, применяют перевалку.

Технология перевалки растения

1. Осторожно выбить растение из старого горшка, сохраняя I земляной ком (рис. 12).

2. Подготовить новый горшок с дренажом.

3. Насыпать в горшок небольшой слой новой почвы.

4. Поставить растение в горшок, сохраняя земляной ком

5. Заполнить пустые места почвой, уплотняя её.

6. Полить и опрыскать растение.

7. Поставить в тень.

Существуют технологии выращивания цветов без почвы на искусственных питательных средах, в которых все необходимые элементы питания содержатся в легкоусвояемой форме, нужных соотношениях и концентрациях.

В зависимости от характера питательной среды различают водную культуру (гидропоника) (рис. 14), субстратную культуру (растения выращивают на твёрдых заменителях почвы — субстратах, которые периодически смачивают питательным раствором) и воздушную культуру (аэропоника).

На сегодняшнем уроке ученики напишут рассказ о своих комнатных растениях, ответив на следующие вопросы :

– какие растения у меня дома?

– как я ухаживаю за своими растениями?

«5»- ставиться, если работа выполнена правильно в заданное время, самостоятельно, с соблюдением техники безопасности.

«4»-работа выполнена правильно в заданное время, аккуратно и экономно, но с нарушениями при выполнении некоторых операций.

«3»-работа выполнена в заданное время, есть нарушения в последовательности выполнения, образец оформлен небрежно.

«2»-ученик самостоятельно не справился с работой, работа неаккуратная, нарушение в технологической последовательности.

В ходе работы учитель следит за выполнением СГТ и ПТБ, трудовой дисциплины. Могут возникнуть проблемы с выполнением данной работы, поэтому сначала учитель показывает, как правильно выполнить эскиз. В ходе работы возможен групповой и индивидуальный инструктажи .

Комментировать
19 просмотров
Комментариев нет, будьте первым кто его оставит

Это интересно
Adblock detector