No Image

Клеящие материалы и герметики

1 просмотров
12 декабря 2019

Клеи и герметики относятся к пленкообразующим материалам. Это растворы или расплавы полимеров, а также неорганические вещества, наносимые на поверхность. После высыхания (затвердевания) образуются прочные пленки, хорошо прилипающие к различным материалам. Они могут быть в виде жидкостей, паст, замазок, пленок, порошка. Состоят из:

– пленкообразующего вещества (термореактивные смолы, каучуки), определяющие адгезионные и другие физические свойства;

– растворителей (спирты, бензины и др.), создающих определенную вязкость;

– пластификаторов для устранения усадочных явлений в пленке и придания ей эластичности;

– отвердителей и катализаторов для перевода пленкообразующих веществ в термостабильное состояние;

– наполнителей в виде минеральных порошков, повышающих прочность соединения и уменьшающих усадку пленки (для повышения термостойкости вводят порошки Al, AL2O3, SiO2).

Клеевые соединения по сравнению с заклепочными, сварными при обдуманном применении имеют следующие преимущества:

а) возможность соединения различных материалов;

б) герметичность соединения;

в) возможность соединения тонких материалов;

г) снижение стоимости производства;

д) экономия массы и значительное упрощение технологии

К недостаткам следует отнести:

– относительно низкую теплостойкость (600 °С£ );

– частую необходимость склеивания с подогревом;

– склонность к старению.

Прочность можно повысить механической обработкой склеиваимых поверхностей. На процесс склеивания влияют адгезионные свойства металлов. По мере убывания этих свойств они располагаются в следующем порядке: сталь, бронза, алюминиевые сплавы, медь, железо, латунь.

Часто склеивание заготовок осуществляется по следующей технологии:

– подготовка поверхности, включающая механическую обработку, очистку от загрязнений, обезжиривание (спирт, бензин и др.);

– промазка соединяемых поверхностей;

– выдержка на воздухе некоторое время;

– соединение соединяемых заготовок и выдержка некоторое время под давлением.

Клеи классифицируются по:

1) по пленкообразующему веществу – смоляные, резиновые;

2) по адгезионным свойствам- универсальные (БФ), белковые, резиновые;

3) по отношению к нагреву- обратимые (термопластичные) и необратимые (термостабильные) пленки;

4) по условиям отвердения- холодное или горячее склеивание;

5) по внешнему виду- жидкие, пастообразные, твердые, пленочные;

6) по назначению- конструкционные, силовые, несиловые.

Рассмотрим некоторые клеи.

Конструкционные смоляные клеи.

Фенолкаучуковые композиции ВК-32- 200, ВК-3, ВК-4. Тепло- и водостойки, выдерживают циклические нагрузки.

Фенолполивинилацеталевые композиции БФ-2, БФ-4. Это раситворы фенолформальдегидной смолы, совмещенной с полтвинилбутиралем. БФ-2 и БФ-4 клеят металлы, пластмассы, керамику и другие твердые материалы. Теплостойкость у них невысока, водостойкость- удовлетворительна.

Фенолкремнийорганические клеи содержат в качестве наполнителя асбест, алюминиевый порошок и др. Они термостойки. Клеи ВК-18, ВК-18М имеют рабочую температуру 500- 600°С. Их используют для склеивания инструментов.

Клеи на основе эпоксидных смол.

Отвердение их происходит с помощью отвердителей без выделения побочных продуктов. Из-за этого не т усадочных явлений в клеевой пленке.

Отвердение может осуществлять как холодным, так и горячим способом. ТКМ-75, Т-73 используются для приклеивания режущих частей инструментов.

Для всех эпоксидных клеев характерны хорошие механическая прочность, атмосферостойкость, устойчивость к топливам и минеральным маслам, высокие диэлектрические свойства. Рабочие температуры Т= – 60. + 140°С.

Однако они плохо работают при динамических нагрузках.

Полиуретановые клеи. Это клеи с универсальной адгезией. Могут быть холодного и горячего затвердевания. Они прочны, стойки к топливам, но токсичны. (ПУ-5, ВК-5. ).

Резиновые клеи. Используются для склеивания резины с резиной, резины с металлом, стеклом и др. Это растворы каучуков или резиновых смесей в органических растворителях. В состав клеев входит вулканизирующий агент. Склеивание проводят при Т= +140- 150°С. В случае введения активаторов и ускорителей получают самовулканизирующийся клей. Для увеличения адгезии вводят синтетические смолы. (88НП, 9М-35Ф. )

Неорганические клеи. Являются высокотемпературными. Существуют в виде концентрированных водных растворов неорганических полимеров, твердых порошков (сначала плавятся, потом затвердевают), дисперсий (затвердевают или от химических реакций или при высыхании).

Силикатные клеи– жидкое стекло. Склеивает керамику, стекло, стекло с металлом. Предел прочности на сжатие 455- 1100 МПа, на растяжение 50- 150 МПа.

Герметики. Применяются для уплотнения и герметизации клепаных , сварных и болтовых соединений, баков, агрегатов и т.п.

Промышленность выпускает следующие герметики:

– тиоколовые. Имеют высокую адгезию к металлам, древесине, бетону. Стойки к топливам, маслам;

– анаэробные. Применяют для герметизации микродефектов в сварных соединениях, отливках, резьбовых соединениях. Это дорогие материалы.

– кремнийорганические. (Виксит, эластосил). Имеют повышенную теплостойкость. Диэлектрики. Для герметизации металлов, стекол, керамики, бетона.

– эпоксидные. Могут быть холодного или горячего затвердевания. Применяются для герметизации металлических изделий, изделий из стеклопластиков. Рабочие температуры – 60. +140°С.

– фторкаучуковые. Имеют слабую морозоустойчивость, однако теплостойки, масло- и топливостойки.

В автомобилестроении накоплен большой опыт применения клеев и герметиков в крупносерийном производстве, что связано с очень многими преимуществами клеевых соединений перед механическими. В ряде случаев склеивание является единственно возможным способом соединения (например, разнородных материалов). При изготовлении автомобиля на различных стадиях его производства используется более 5 кг клеев и герметиков. Для различных целей в автомобилестроении используются эпоксидные, фенольные, полиуретановые, поливинилхлоридные, акрилатные, каучуковые и другие клеи, а также силиконовые и полиуретановые вулканизующиеся герметики, полиизобутиленовые замазки и другие герметизирующие материалы.

Так, для приклеивания накладок к тормозным колодкам используют фенолформальдегидные клеи, при производстве фильтр- элементов очистки топлива, масла и воздуха применяют поливинилхлоридные пластизольные и полиуретановые клеи, приклеивание обивочных, облицовочных тепло-, шумоизоляционных материалов осуществляют с помощью каучуковых клеев.

Для герметизации двигателей и уплотнения неподвижных фланцевых соединений взамен твердых резиновых и паронитовых прокладок используют силиконовые герметики, или так называемые «жидкие» прокладки. Особенно удобно использование одноупаковочных вулканизующихся герметиков при ремонте двигателей, поскольку они позволяют даже в полевых условиях обеспечить герметичность двигателя и других агрегатов автомобиля и сельхозмашин в отсутствие твердых прокладок соответствующих типоразмеров.

Силиконовые герметики используются при сборке блокфар автомобиля, изготовлении электрооборудования.

Анаэробные клеи на акрилатной основе, отверждающиеся в узком зазоре без доступа воздуха, широко применяются для герметизации и фиксации резьбовых, цилиндрических и плоских соединений в двигателе, коробке передач, других агрегатах и системах автомобиля. Поскольку эти материалы выпускаются с разной вязкостью и прочностью, то с их помощью можно создавать разъемные и неразъемные соединения с различной величиной зазора, работающие в контакте с агрессивными жидкостями, в том числе с топливом, антифризом, тормозной жидкостью и др.

Одноупаковочные клеи горячего отверждения на основе эпоксидной смолы используются при зафланцовке дверей, капота и крышки багажника. Интересные результаты дает использование клеев при точечной сварке кузова. Сварка с помощью роботов осуществляется после нанесения одноупаковочного клея. Отверждение клея происходит во время сушки лакокрасочного покрытия кузова, когда он проходит через термокамеру с температурой 160 °С. Прочность получаемого клеесварного соединения в два раза выше прочности сварного, что позволяет убрать до 50 % сварных точек.

Читайте также:  Какой глюкометр самый точный и надежный

Клей в клеесварной конструкции воспринимает значительную часть напряжений комбинированного соединения, разгружая сварную точку и повышая ее работоспособность. Перераспределение напряжений в клеесварном соединении снижает их концентрацию в зоне сварной точки и повышает долговременную прочность соединения. Помимо более высокой выносливости, клеесварной кузов автомобиля имеет и более высокую жесткость при кручении, герметичность и коррозионную стойкость в зоне сварных швов.

Как видно из данных, приведенных на рис. 14.7, выносливость клеесварных соединений выше, чем сварных. С увеличением нагрузки разница между значениями этого показателя у клеесварных и сварных соединений растет.

Рис. 14.7. Выносливость клеесварных (/) и сварных (2) соединений металлов

Большие преимущества по сравнению с традиционной технологией установки неподвижных стекол кузова автомобиля имеет технология их приклеивания к окрашенному металлу. На рис. 14.8 показана схема установки ветрового стекла автомобиля с помощью клея.

Приклеивание осуществляется с помощью полиуретановых одно- или двухупаковочных клеев-герметиков. Для повышения прочности клеевого соединения на стекло наносят промежуточный слой (праймер). Такая конструкция и технология установки стекол позволяют:

• придать дополнительную жесткость кузову за счет его силового соединения со стеклом, что дает возможность отказаться от дополнительных усиливающих элементов кузова;

Рис. 14.8. Схема крепления стекла к кузову автомобиля с помощью клея:

I — стекло (триплекс); 2 — защитная декоративная накладка; 3 — элементы кузова; 4 — клей; 5 — праймер для стекла

  • • повысить безопасность пассажиров;
  • • улучшить аэродинамические показатели автомобиля;
  • • снизить уровень шума и вибрации;
  • • повысить герметичность соединения;
  • • исключить необходимость тщательной подгонки стекла к фланцу оконного проема кузова, так как пастообразный клей заполняет возможные неровности его поверхности.

Клеевая технология установки неподвижных стекол успешно применяется и при изготовлении автобусов, троллейбусов, трамваев, вагонов метро и других средств транспорта.

В авиационной промышленности клеи широко используются для сборки летательных аппаратов, их узлов и агрегатов. Для этого применяют термореактивные клеи на основе эпоксидных, кремнийорга- нических, полиэфирных, фенольных смол, а также каучуковые, полиуретановые и другие клеи. Широко используются и герметики — силиконовые, тиоколовые и полиуретановые.

Клеевые соединения обеспечивают необходимую прочность и герметичность конструкций, снижают уровень напряжений в соединяемых деталях, упрощают технологию сборки летательных аппаратов. Изготовление вертолетных лопастей трехслойной сотовой конструкции с помощью клеев увеличивает их прочность и ресурс работы. Для этого применяют термореактивные пленочные клеи, позволяющие повысить производительность труда при изготовлении лопастей.

Для изготовления двухслойных металлических панелей в авиастроении используют клеи-расплавы.

Для крепления обивочных и облицовочных материалов в салоне и кабине самолетов применяются каучуковые клеи.

Полисульфидные и силиконовые вулканизующиеся композиции используются для герметизации кабины и салона самолетов, а полисульфидные герметики применяются еще и для герметизации топливных отсеков.

Многообразно использование клев и герметиков в ракетно-космической технике. С помощью силиконовых герметиков приклеивают керамическую теплозащиту космических кораблей. Для установки жертвенной теплозащиты ракетных двигателей на твердом топливе, где температура в камере сгорания достигает 3000 °С, применяют эпоксидно-кремнийорганические клеи; для установки всевозможных датчиков — цианакрилатные клеи, герметизацию топливных баков осуществляют с помощью полисульфидных герметиков.

В строительстве и при производстве строительных материалов применяют липкие клеи для изготовления «самоклеющихся» пленок, обоев, декоративных отделочных элементов. Для приклеивания линолеума используют латексный поливинилацетатный клей и мастики. Герметизацию панельных стыков осуществляют полисульфидны- ми и силиконовыми герметиками. Для этих же целей применяют вспенивающийся полиуретановый герметик и неотверждающиеся замазки на основе полиизобутилена.

В строительстве используют термореактивные эпоксидные, фенольные, кремнийорганические клеи. Интересен опыт создания «клееного» моста с использованием эпоксидного клея, а также склеивание под водой. Такие технологии ускоряют процесс строительства и позволяют создавать конструкции, не уступающие по прочностным свойствам сооружениям из монолитного железобетона.

В мебельной промышленности используют поливинилхлоридные, поливинил ацетатные, фенолформальдегидные и другие клеи для соединения деревянных элементов между собой и с облицовочными материалами — пластиком, древесным шпоном, пленкой.

В радиоэлектронике и электротехнике применяют, главным образом, заливочные эпоксидные, кремнийорганические и полиуретановые компаунды, а также цианакрилатные клеи-герметики. Их использование позволяет упростить конструкцию и технологию изготовления радиоаппаратуры, повысить ее надежность, снизить массу и себестоимость. Силиконовые герметики обеспечивают надежную и длительную изоляцию электрических машин, работающих в широком диапазоне температур.

Использование эпоксидных компаундов для изоляции обмоток возбуждения электрических машин придает им высокую прочность, влаго- и теплостойкость.

В судостроении к клеевым и герметизирующим материалам предъявляют жесткие требования по пожарной безопасности, токсичности, влаго- и грибостойкости. Этим требованиям отвечают поли- сульфидные герметики, используемые для герметизации разъемов и стыков узлов и отсеков судна. Для стопорения и герметизации резьбовых соединений используются анаэробные клеи-герметики.

Традиционно использование клеев в легкой промышленности: для производства обуви применяют полиуретановые, каучуковые клеи, клеи-расплавы. Последние используются и при пошиве одежды. Не обходится без клеев и производство некоторых текстильных материалов: флокированных тканей, некоторых ковровых покрытий и др.

В станкостроении применяют эпоксидно-кремнийорганический клей, позволяющий упростить технологию изготовления режущего инструмента и обеспечить ему необходимые эксплуатационные свойства. Эпоксидные компаунды применяют для ремонта и восстановления изношенных поверхностей скольжения станин металлообрабатывающих станков.

В медицине нашли применение цианакрилатные клеи различного назначения: при проведении полостных операций, в травматологии и ортопедии, стоматологии и других областях они позволяют сократить сроки послеоперационного лечения, упрощают изготовление и установку протезов, обеспечивают пролонгированное действие лекарств. Цианакрилатные клеи используются для соединения мягких и костных тканей, при лечении стоматологических заболеваний. После выполнения своей соединительной функции они постепенно рассасываются в организме человека, уступая место вновь образующимся живым тканям.

Таким образом, важнейший класс неметаллических материалов на полимерной основе составляют конструкционные клеи и герметики, использование которых позволяет создавать надежные соединения практически любых материалов, обеспечивая равномерную прочность и герметичность конструкции, а также ее работоспособность в условиях воздействия агрессивных сред, высоких и низких температур, знакопеременных механических нагрузок и др.

Разработанные технологии соединения позволяют использовать клеи и герметики в ответственных узлах наиболее сложной современной техники в авиа- и ракетостроении, автомобилестроении, судостроении, строительстве и других областях народного хозяйства.

Читайте также:  Кислота для чистки кафеля

Клеями называют жидкие или пастообразные многокомпонентные системы, основой (связующим) которых являются высокомолекулярные вещества, обладающие высокой адгезией к твердым поверхностям.

Клеевые и клеесварные соединения деталей, как известно, давно уже стали важной составной частью технологии изготовления автомобильной техники и ее ремонта. В частности, используют для приклеивания ветровых стекол, некоторых панелей и т.п.

Клеевые соединения не только весьма технологичны, но и обеспечивают высокие потребительские качества автомобильной техники.

Клеевые соединения не лишены и недостатков. Многие из них имеют низкую теплостойкость, а некоторые u1089 со временем ухудшают свойства вследствие старения клеевой прослойки.

Процесс склеивания сводится в общем виде к следующим операциям: подготовке склеиваемых поверхностей, нанесению на них клея, спрессовыванию и отверждению клеевого слоя.

Основным показателем качества клея является механическая прочность клеевого шва. Клеевой шов испытывают на разрыв и скалывание и определяют удельную нагрузку, при которой шов разрушается. Прочность клеевого соединения зависит от сил адгезии и когезии. Кроме того, клей в жидком состоянии должен хорошо растекаться и смачивать склеиваемые поверхности, а при отверждении давать минимальную усадку. Прочность отвержденного клея должна быть по возможности не менее прочности материала склеиваемых поверхностей и не уменьшаться с течением времени и при изменении температуры. Клеевой слой не должен оказывать коррозионного воздействия на склеиваемые поверхности, взаимодействовать с продуктами, с которыми склеиваемое изделие соприкасается при эксплуатации, и разрушаться под их действием.

По назначению клеи подразделяют на универсальные и специальные. Универсальные клеи предназначены для склеивания разнородных твердых и эластических материалов в различных сочетаниях: металл-металл, металл-дерево, металл-резина, пластмасса-стекло и т.п. Специальные клеи служат для склеивания определенных материалов.

Классификационным признаком клеев является вид связующего, в соответствии с чем различают клеи карбинольные, фенольные, эпоксидные, полиамидные. Кроме того, каждый тип клея, в свою очередь, подразделяется на ряд марок. В связи с этим современный ассортимент синтетических клеев чрезвычайно обширен.

Основным видом универсальных клеев являются синтетические клеи, используемые во всех отраслях техники. При помощи синтетических клеев можно создать высокопрочные, эластичные, водо-, масло- и топливостойкие соединения, выдерживающие вибрацию и динамические нагрузки. Синтетический клей в наиболее общем виде представляет собой композицию, в которую входят: связующее (или их сочетание), растворитель, наполнитель, отвердитель и ускоритель отверждения.

В качестве связующего используются термопластичные и термореактивные полимеры (смолы). Из термопластичных наибольшее распространение получили производные акриловой и метакриловой кислот, поливинилацетата, полиизобутилена, каучука и резины, а из термореактивных – фенолоформальдегидные, эпоксидные и кремнийорганические соединения. Клеи на базе термопластичных полимеров образуют обратимую пленку, размягчающуюся при нагревании. Для придания определенной вязкости в клей вводят ацетон, спирт, смеси бензина с этилацетатом, бутилацетат с ацетоном или бензином, а также другие растворители в зависимости от марки клея.

Для уменьшения усадки клея при отверждении и предотвращения появления трещин и разрушения клеевой пленки в клей добавляют порошкообразные наполнители (металлы, стекло, фарфор, цемент, камень и др.).

Отвердитель и ускоритель отверждения добавляют к клеям, содержащим термореактивные полимеры, для протекания процессов, связанных с образованием клеевой пленки.

Широкое применение получили клеи на основе эпоксидных смол. Эти клеи отверждаются как при обычных, так и при повышенных температурах, обладают хорошими физико-механическими характеристиками и высокой адгезией к металлам и многим неметаллическим материалам. Для них характерна орошая водо-, масло-, бензостойкость. При ремонте используют леи ЭПО (ТУ 38-10972-82), ЭДП (ТУ 6-15-1070-82), эпоксидную патлевку (ТУ 6-15-662-85) и др.

При производстве автомобилей применяют эпоксидный лей горячего отверждения УП-5-207 (ТУ 6-05-241-221-83). Клей бладает очень хорошим свойством склеивать замасленные поверхности. Он применяется для соединения внутренней и наружной панелей двери и проклейки зафланцовок капота и багажника.

Неотвержденный клей не вымывается моющими растворами при одготовке кузова под окраску. Отверждение клея происходит в красочных камерах. Кроме того, широко применяют клеи бутвароформальдегидный (БФ) и карбонильный.

Широкое применение нашли клеи БФ-2, БФ-4 и БФ-6 (бутварофенолоальдегидные) – спиртовые растворы термореактивно оформальдегидной смолы, модифицированной (для повышения эластичности швов) бутваром. Первые два служат для соединения твердых материалов, а третий (БФ-6) – для склеивания каней между собой и для прикрепления их к металлам, пластмассам и т.д. Все клеи серии БФ поставляются потребителям в отовом виде. Клеевое соединение из них сушат при температуре 0…100°С в течение 1…3 ч.

При ремонте автомобилей клей нашел применение для соединения фрикционных накладок с тормозными колодками и непригоден для склеивания эластичных и гибких материалов, таких ак резины, ткани и т.д.

Клей применяется также при ремонте пластмассовых деталей. Детали из термореактивных пластмасс склеиваются смоляными клеями (ВИАМ-Б-3, БФ-2, БФ-4, К-17 и др.) на основе фенолоформальдегидных, эпоксидных и других смол. Для склеивания органического стекла применяется дихлорэтан или клей, редставляющий собой раствор опилок органического стекла в уравьиной кислоте или в дихлорэтане.

Необходимо отметить, что несмотря на хорошо известные дстоинства клеевых соединений, широкого применения в автомобилестроении они не получили, особенно при изготовлении узовов автомобилей. Основная причина – длительность процесса тверждения клеевых швов, который не укладывается в ритм онвейерной сборки. Автомобили с конвейера сходят через минуты, а большинство самых совершенных клеев твердеют в течение нескольких часов, а некоторые – в течение суток. Однако положение уже начало меняться: появились клеи нового околения, способные полимеризоваться за 3…30 с. В настоящее время клеи ультрафиолетового отверждения применяют чаще всего для крепления автомобильного остекления (силикатное стекло прозрачно в диапазоне 365…420 нм) и прозрачных в диапазоне 420 нм пластмассовых изделий. Используемые при этом клеи – акриловые.

Кроме акриловых клеев и герметиков со вспомогательными системами полимеризации все шире применяются такие же анаэробные материалы (твердеющие при отсутствии контакта с кислородом воздуха). Их применяют для фиксации, стопорения и герметизации резьбовых и нерезьбовых соединений.

Для автомобилестроения, как уже отмечалось, очень важной является освоение клеевой технологии. Не случайно ею, в частности, клеями (и вообще адгезивами) с ультрафиолетовым отверждением, занимаются очень многие фирмы.

Наиболее известная из них – австрийская «Локтайт». Она выпускает более сотни марок клеев и герметиков различной химической природы, назначения (сборка двигателя, трансмиссии, подвески, рулевого управления, тормозов и кузовов легковых автомобилей) и систем полимеризации. В качестве примера некоторые клеи фирмы «Локтайт» представлены в табл.

Читайте также:  Какую краску выбрать для покраски кухни

Клеи «Локтайт» обладают рядом уникальных свойств. Вчастности, они обеспечивают клеевому шву 99 %-ю оптическую прозрачность и регулируемое (1,4…1,55) значение показателя преломления, что позволяет использовать их для склеивания прозрачных материалов и получать невидимый клеевой шов. Некоторые (например, анаэробный «Локтайт 661») могут работать в интервале рабочих температур от -55 до +230°С, с пределом прочности при сдвиге 35 МПа (350 кгс/см2), при отрыве 37…42 МПа (370…420 кгс/см2), временем схватывания 3 с. Поэтому данный клей применяют при установке подшипников в корпуса и на валы, для фиксации роторов, шестерен, звездочек и шкивов на валах, для крепления втулок, гильз, стаканов в корпуса, герметизации заглушек на блоках двигателей и корпусах редукторов. Применение такого клея позволяет упростить конструкцию (за счет ликвидации шпоночных канавок и штифтов) и, благодаря мгновенному его частичному отверждению, во много раз ускорить процесс сборки узлов и агрегатов. Кроме того, при монтаже подшипников слой адгезива, например, компенсирует неточности центрирования деталей узла. Валы же и подшипники, смонтированные без нарушения центрирования, но с натягом, служат дольше, их можно многократно использовать после демонтажа и очистки.

Для полимеризации клеев фирмы «Локтайт» (для их полимеризации) можно использовать лампы ультрафиолетового излучения типа ДРТ-400 и специально разработанную установку, которая обеспечивает не только регулирование интенсивности излучения ламп, но и защиту оператора от ультрафиолета.

Необходимо отметить, что производственники часто ориентируются на зарубежные клеевые материалы, в то время как есть отечественные, которые по своим показателям нередко превосходят их и обходятся значительно дешевле. Так, одно из основных предприятий – ОАО «Снежинка» (бывший НИТХИБ) – производит множество клеев различного назначения. Некоторые из них представлены ниже.

Клей 88КР (ТУ 201-951-10-96). Это модификация в серии хлоропреновых клеев, отличающаяся от своих предшественников (88НП, 88СА) повышенными прочностью, термостойкостью, скоростью схватывания, водостойкостью и стабильностью параметров при длительной эксплуатации клеевых швов. Основа клея- полихлоропрен. Растворяется он в таких малотоксичных растворителях как бензин, этилацетат, гексан. Применяется для склеивания резины, резины и металлов (алюминиевых сплавов и сплавов на основе железа), металлов между собой, синтетических пленок, полиуретана, поливинилхлорида, кожезаменителей, кожи, АБС-пластиков, слоистых пластиков, ДСП, дерева, обивочных тканей и т.д. То есть он универсален. Он вибростоек, полностью сохраняет свою работоспособность в диапазоне температур от -30 до +90 °С. Технология его применения простейшая: швы выполняют при комнатной температуре и небольшом контактном давлении. Наиболее рациональная область применения данного клея – соединение и ремонт деталей внутренней отделки кабин грузовых автомобилей, салонов легковых автомобилей и автобусов.

Клей «УР-Моно» (ТУ 201-951-1-96) – универсальный полиуретановый клей, предназначенный для соединения кожи, резины, полиуретана, ПВХ, жестких пластиков типа АБС, металлов, ДСП. Он бесцветный, прозрачный, одноупаковочный, водо-, вибро-, морозо- и термостойкий, малотоксичный. Прочность при расслаивании ПВХ-кожи превышает 50 Н/см (5 кгс/см). Работает без введения изоцианитных отвердителей, что значительно упрощает технологию его применения.

Клей 75М (ТУ 201-28-72-96). Изготовляется на основе термо-эластопластов (срок хранения – один-полтора года). Наряду с такими подложками как кожа, резина, полиуретан, дерево и металл, способен склеивать полиэтилен (жесткий и пленочный), полиамид, ТЭП и другие полимерные материалы без предварительной химической обработки. Прочностные характеристики шва в 1,5…2 раза превышают нормативные показатели. Например, прочность при расслаивании соединений типа ТЭП-кожа, кожа-уретан превышает 50 Н/см2 (5 кгс/см2). Способен к быстрому (10…15 мин.) склеиванию, водо- и теплостоек, малотоксичен.

Используется при отделочных и ремонтных работах. В последнее время его начали применять в качестве клеящей основы при нанесении так называемого флока на текстиль, пластики, металл, что позволяет быстро получать бархатистую поверхность на этих материалах.

Клей «Ропид-5» (ТУ 201-196-90). Предназначен для склеивания изделий из кожи, мягких подложек из текстильных материалов, резины, пласткожи. Состоит из импортного мерканторегулируемого хлоропренового каучука «Скайпрен», реакционноспособных смол и оксидов металлов. Представляет собой вязкую (60-200 с по ВЗ-246) жидкость бело-желтого цвета.

Клей «Крол» (ТУ 201-28-78-83) – модифицированный полистирольный клей для производства и ремонта изделий из ударопрочного и блочного полистирола. Обеспечивает быстрое, в течение 15…20 мин., склеивание этих материалов при комнатной температуре и контактном давлении, большую долговечность швов. Гарантирует отсутствие микротрещин, которые, как известно, неизбежны при склеивании полистирола активными растворителями. Вибро- и водостоек, прочен (адгезионная прочность к полистирольным подложкам до 14,8 МПа, или 148 кгс/см2), малотоксичен. Рекомендуется применять при креплении и ремонте деталей из полистирола (корпусов магнитол, приемников, деталей панели приборов и др.), а также внутренних (облицовочных) деталей кузовов-рефрижераторов.

Клеящий карандаш ЭРК-1 (ТУ 201-28-18-96) представляет собой сложную эпоксидную клеящую композицию, оформленную в виде твердого прутка, предназначенную для экспресс-ремонта (заделки) микротрещин и вырывов металла на трубопроводах и корпусах из различных металлов и сплавов (алюминия, меди, стали, чугуна). Масло-, бензо-, вибро- и термостоек.

Клеи для резины. Клеи для приклеивания резины подразделяют на клеи для приклеивания с вулканизацией и для приклеивания «на холоду». Промышленность производит клеи резиновые (для соединения резиновых деталей друг с другом) и специальные (для приклеивания резины к металлам, стеклу, пластмассам и другим твердым материалам).

Из специальных клеев можно назвать два образца: № 61 и 88Н. Первый готовится растворением резиновой смеси № 61 в бензине «Калоша». Клей № 88Н представляет собой раствор в смеси этилацетата с бензином сырой резины № 31-Н, к которой добавлена бутилфенолоформальдегидная смола.

эксплуатационный материал двигатель масло моторный

Для приклеивания резиновых деталей к металлическим применяют клей № 88, 88Н, 61 или термопреновый. Приклеивание резиновых деталей к деревянным производят с помощью резинового клея НК.

Клей № 200 (раствор резиновой смеси в бензине) применяют для приклеивания к металлу обивки, резины, картона и кожи. Из-за токсичности составляющих с ними следует обращаться осторожно.

Модифицированный резиновый клей ТУ 2385-004-05281725-97 (ОАО «Снежинка»), у которого прочность шва в 2 раза превышает прочность, обеспечиваемую традиционными резиновыми клеями, пригоден для склеивания не только резины, но и кожи, текстильных материалов.

Комментировать
1 просмотров
Комментариев нет, будьте первым кто его оставит

Это интересно
Adblock detector